Фина́рфин (англ. Finarfin) — эльф, младший сын Финвэ и Индис. Младший брат Феанора (только по отцу), Финдис, Финголфина и Фаниэль; старший Иримэ.

По характеру и внешности был ванья, целиком походя на отпрыска народа своей матери. Единственный из сыновей Финвэ не желал бунтовать против Валар и уходить в запрещённый ими Исход. Безуспешно старался отговорить нолдор от похода и после Пророчества Мандоса вернулся в Эльдамар, став Верховным Королём нолдор Амана. В конце Первой Эпохи, когда Валар наконец решили присоединиться к Войне с Морготом, Финарфин возглавлял воинство нолдор Амана в числе Армии Валинора.

Как действующий персонаж, Финарфин впервые появился в Легендариуме лишь при составлении «Самого раннего Сильмариллиона».

Этимология[править | править код]

  • Арафинвэ (англ. Arafinwe) — отцовское имя Финарфина. В переводе с квенья означало «Благородный Финвэ» (от «Ara» — «благородный»).
  • Инголдо (англ. Ingoldo) — материнское имя Финарфина. Означает «Нолдо», но в более полной и благородной форме, что можно трактовать: «Один из выдающихся представителей народа нолдор». Это имя на синдарине должно было звучать как «Анголод» (англ. Angolod).
  • Финарфин — перевод на синдарин квенийского сочетания имён «Финвэ Арафинвэ». Это единственное квенийское имя эльфа, не ушедшего в Исход, которое было синдаринизировано (благодаря Финроду, который после гибель Финголфина, приставил к имени отца имя деда — Финвэ, что являлось королевской приставкой).[1]

Герб[править | править код]

Герб

Родовой знак[править | править код]

Кольцо Барахира (с родовым знаком Дома Финарфина)

Родовым знаком Финарфина и его Дома были две переплетенные змеи с зелеными глазами и золотая корона из цветов: одна из змей защищает корону, другая пожирает[2].

Биография[править | править код]

Родился в Амане в 1230 Э. Д. и был третьим сыном короля нолдор Финвэ. В 1280 Э. Д., Финарфин женился на Эарвен, дочери короля тэлери, Ольвэ[3]. Дети Финарфина, таким образом, приходились родичами Эльвэ, королю синдар в Белерианде. У Финарфина было трое сыновей:

и дочь:

Финарфин и Эарвен. Иллюстрация Ilmarie777

В 1450 Э. Д. Мелькор направил свою ложь на нолдор, в особенности на сыновей Финвэ, желая рассорить их между собой и заполучить этим Сильмарили. За 40 лет до этого Мелькор распространял среди нолдор ложь о Валар: будто бы те привели эльфов в Аман, чтобы пленить.

Финарфин стоял в стороне, насколько это было возможно, от раздора братьев и их разрыва с Валар. С Феанором он не конфликтовал, но и не поддерживал. Финарфин часто искал покоя среди тэлери, чей язык изучал, потому говорил на квенья Феанора с произношением через «þ» ("т")[1].

В связи со смутой среди нолдор, в 1490 Э. Д. Финвэ призвал всех лордов в Тирион на совет, но ещё до его начала пришёл Финголфин и убеждал отца выступить против Феанора, ручался за поддержку в этом Финарфина. Феанор поймал Финголфина на том и в гневе пригрозил смертью, из-за чего Валар отправили его в изгнание, а вместе с ним ушёл и Финвэ[4].

В 1495 Э. Д. Мелькор (отныне Моргот) уничтожил Древа Валар, убил Финвэ и украл Сильмарили, после чего Феанор пришёл в Тирион, взбунтовавшись против Валар. Там он поднял на бунт большинство нолдор, призвав идти за ним мстить Морготу, отвоёвывать Сильмарили и свободу от власти Валар в Средиземье. Когда Феанор дал Клятву, которой воспротивился Финголфин, из-за чего чуть не началась схватка меж нолдор, Финарфин успокоил собравшихся, призвав их хорошо всё обдумать и одуматься; в этом его поддержал[3] внук[1] — Ородрет. Но их не слушали, и в итоге, почти все нолдор отправились в Исход, хотя Валар запретили это. Финарфин не поддерживал Мятежа против Валар и присоединился к запрещённому Исходу с неохотой, движимый лишь долгом перед детьми и народом, которые страстно желали уйти.

Финарфин и его народ шли в самом конце второго воинства нолдор, что поддерживали притязания Финголфина на власть, потому они не участвовали в Резне в Альквалондэ.

После Пророчества Мандоса в 1496 Э. Д. Финарфин с многими нолдор своего Дома отказался от похода и, исполнившись горечи и печали на Дом Феанора из-за родства с Ольвэ Альквалондским, вернулся в Валинор, где получил прощение Валар за уход против их запрета.

Как единственный оставшийся в Амане сын Финвэ (после ухода Феанора и Финголфина), Финарфин был коронован как Верховный король нолдор над всеми оставшимися в Эльдамаре нолдор. Однако дети Финарфина продолжили путь, поскольку хотели иметь в Средиземье свои королевства, и не хотели расставаться с детьми Финголфина[3].

Все они достигли земель Белерианда, где все, кроме Галадриэли, погибли. Финарфин же встретил вышедшего из Чертогов Мандоса сына, Финрода (после 465 года П. Э.)[5].

В 542 П. Э. Эарендиль прибыл в Аман, прося о помощи для людей и эльфов и прощения нолдор. Валар смилостивились и послали войска Валинора в Средиземье, на войну с уже почти победившим Морготом. Финарфин возглавил войско нолдор Тириона в Войне Гнева (545 П. Э. - 587 П. Э.). После победы над Морготом Финарфин вернулся в Аман и более его не покидал[6].

Дом Финарфина[править | править код]

Финвэ
 
Индис
 
Ольвэ

Финголфин
 
Финарфин
 
Эарвен

Финрод
 
Ангрод
 
Эльдалотэ
 
Аэгнор
 
Галадриэль
 
Келеборн

Ородрет

Элронд
 
Келебриан

Финдуилас

Характеристика[править | править код]

Характер[править | править код]

Финарфин единственный в Роду Финвэ не был сильным духом, гордым и своевольным[1], хотя, как и другие дети Финвэ, обладал бесстрашным сердцем[7]. Нравом он полностью пошёл в мать, унаследовав от неё благородный и великодушный характер ваниар, а так же любовь и почтение к Валар. В благородстве Финарфин опережал не только своего родного брата, но и сводного, поскольку тот сделался непомерно гордым.

Внешность[править | править код]

Финарфин был прекрасен, походя на мать внешностью, он также унаследовал от нее золотые волосы ваниар. Золотым цветом волос отличались и потомки Финарфина[1].

Финарфин. Иллюстрация Maureval

Другие версии Легендариума[править | править код]

Финарфин появился как действующий персонаж лишь при создании Дж. Р. Р. Толкином «Сильмариллиона» (первой его версии). До этого, третьего сына Финвэ не существовало. С самого начала и до самых поздних версий, являлся сыном Финвэ, никогда не склонявшимся к восстанию нолдор и их уходу в Средиземье.

Изначально носил имя Финрод и под ним был впервые упомянут в позднем примечаниях к «Ле о Детях Хурина», упоминаясь и по ходу «Ле о Лейтиан». Также, под именем Финрод, упоминался в первой редакции «Властелина колец» (1955 г.), однако при более поздней (1966 г.) Толкин исправил его имя на Финарфин.

Наброски Мифологии[править | править код]

«Наброски» являются самой первой и ранней версией «Сильмариллиона» (1926-30 г.); они были опубликованы в 4-ом томе «Истории Средиземья».

Финарфин упоминается в добавленном абзаце с сопоставлением сыновей Финвэ (родных братьев): Феанор как самый искусный и умный, Финголфин как самый сильный и доблестный, а Финарфин как самый прекрасный, мудрый сердцем и благородный. Эта ранняя версия сохранилась до «Квенты Сильмариллион» (5-го тома), однако она во многом противоречит более поздним версиям Легендариума в отношении концепции Феанора.

В «Набросках» у Финарфина 4 сына: Фелагот (Финрод), Ородрет, Анрод (Ангрод) и Эгнор (Аэгнор). Поскольку Галадриэль появилась только во время написания «Властелина колец», тут нет и следа её. Также Толкин в поздних версиях сделал Ородрета сыном Ангрода[1].

Вновь Финарфин упомянут лишь при Исходе нолдор, когда он вмешивается в ссору Феанора и Финголфина (подробно не указано, что он призывал спорщиков остаться в Амане). В дальнейшем Толкин трижды менял роль Финарфина:

  • Финарфин остаётся в Амане, но велит Фелаготу (Финроду) и другим сыновьям идти и оберегать номов (нолдор) его Дома;
  • Финарфин убит в Альквалондэ во время попытки остановить братоубийство;
  • Финарфин и его Дом отсутствовали в Альквалондэ, поскольку шли в самом конце войска и с большой неохотой, унося добрые воспоминания и многие сокровища.

Финарфин и его народ не отступают после пророчества Мандоса, но видимо идут очень медленно, так как в Араман прибыли уже после отплытия Феанора в Средиземье. Народы Финголфина и Финарфина скитаются в нерешительности, но в итоге Финарфин с некоторыми возвращается в Аман просить Валар о прощении (в первой версии «Набросков» возвращался Финголфин). Дальнейшая судьба Финарфина по «Наброскам Мифологии» неизвестна, и о его участии в Войне Гнева не сказано.

В дальнейшей разработке «Набросков Мифологии» («Квенте Нолдоринва» 1930-37 г.), история Финарфина изменений не получила, но было упомянуто, что Ингвион вёл на Войну Гнева помимо ваниар и войско нолдор.

Ранние Анналы Валинора[править | править код]

«Ранние Анналы» – это самая первая разработка Толкином хронологии событий Арды (~1929 г.); были опубликованы в 4-том томе «Истории Средиземья».

В них Финарфин, с многими нолдор своего Дома, впервые отступается от Исхода после Пророчества Мандоса, а не в Арамане.

Квента Сильмариллион[править | править код]

«Квента Сильмариллион» является более поздней (1937-38 г.) разработкой «Квенты Нолдоринва»; она была опубликована в 5-ом томе «Истории Средиземья».

В ней Финарфин впервые, во время ссоры Феанора и Финголфина перед Исходом, призывает нолдор успокоиться и всё обдумать, но тут его поддерживает Финрод (как и в «Квенте Нолдоринва»).

Галерея[править | править код]

Источники[править | править код]