ФЭНДОМ

Скитания Хурина и другие тексты, не вошедшие в Квента Сильмариллион (англ. The Wandwrings of Hurin and Other Writings not forming part of the Quenta Silmarillion) – комплекс поздних заметок и текстов Дж. Р. Р. Толкина, опубликованные Кристофером Толкином в 11 том «Истории Средиземья».

Сборник содержит продолжение «Серых Анналов», которое затерялось в остальных бумагах Дж. Толкина ещё при его жизни. В те дни Толкин написал новое заключение к Анналам, взяв его из «Нарна». Утраченное продолжение Анналов обрывается на 501 году, но его чётко продолжает другой текст, написанный шрифтом, что Толкин использовал после издания «Властелина колец» (50-х).

Также Кристофер включает в сборник и конспект, который его отец составлял во время написания «Нарн и Хин Хурин» (Детей Хурина). Толкин сделал несколько таких конспектов, но Кристофер приводит только тот, что касается истории Хурина и включает некоторые любопытные детали истории Турина (с 490 П. Э. по 502 П. Э.).

В финале Кристофер приводит сам текст, озаглавленный «Скитания Хурина». В нём представлена поздняя история Хурина Талиона после его освобождения из Ангбанда. Кристофер предполагает, что этот заголовок мало соответствует содержанию повести, так как именно Скитания должны были быть после ухода Хурина в Нарготронд (что Толкин не дописал подробно).

«Скитания» представляли из себя первоначально черновой текст с множеством небрежных примечаний (приведены К. Толкином после основного текста). Многие страницы чернового материала написаны на обороте документов Университета, датированных 1954 и 1957 годами. Позднее Толкин напечатал на машинке новый текст «Скитаний», часто правя его от руки, вставляя значительные отрывки, зачёркивая их и заменяя новыми фрагментами машинописного текста. Третий текст «Сказаний» не имеет независимой ценности и относится к концу 50-х.

Кристофер считает, что отец во время написания машинописного текста приходил к новым идеям развития истории в Бретиле, потому вставлял новые фрагменты, ещё не закончив написание всего текста. Позднее Толкин вернулся к началу и исправил всё (хотя остались некоторые названия и имена).

Кристофер решил изложить «Скитания» так, чтобы читатель понял возникновение новых идей автора. Кристофер дал текст в окончательной форме, как в машинописном варианте, но прерывал его в местах, где возникали новые идеи, описывая их развитие.

Из изданного Кр. Толкином «Сильмариллиона» текст «Скитаний» был почти полностью исключён. Кристофер объяснял, что в случае взятия этого текста, его пришлось бы сильно сокращать, что повлекло бы вред для повествования и образа персонажа (Хурина).