Википалантир
Advertisement
Википалантир

Первая Эпоха (англ. First Age), или Древние Дни (англ. Elder Days) — эпоха Арды, которая началась после создания Солнца и Луны. Длилась 590 лет и закончилась изгнанием Моргота из Арды после Войны Гнева.

Первая Эпоха является историческим периодом появления в Арде Пришедших следом — людей. Характеризуется войной эльфов-нолдор и их союзников с Владыкой Тьмы Морготом, а также двумя браками между представителями рас эльфов и людей.

Терминология[]

Арда в Первую Эпоху

В Приложении B к «Властелин колец» и «Квента Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкин никогда не приводил датировку Первой Эпохи. В таких рукописях, как «Анналы Амана», Толкин измеряет Первую Эпоху сначала Валианскими Годами (В. Г.), а затем — Годами Солнца (Г. С.).

Позже Роберт Фостер и другие толкинисты пытались создать более точную хронику Первой Эпохи; по соглашению, эти источники используют Годы Солнца в качестве "Первой Эпохи", сохраняя формат, подобный таковому в Приложении B. Например, двадцатый Год Солнца обозначается как I 20 или 20 П. Э. При этом Фостер признаёт, что определение 1 Г. С. было бы более точным, чем 1 П. Э. К сожалению, данное соглашение создает двусмысленность в том, что 1 П. Э. якобы был первым годом Первой Эпохи, отмеченной первым восходом Солнца. Это привело к появлению в фэндоме неканоничного термина "Эпоха Солнца" и ошибочного представления о том, что эпохи Арды отсчитываются от первого восхода Солнца. Согласно этому, "Первая Эпоха Солнца" следовала за Годами Древ и длилась всего 590 лет до начала Второй Эпохи.

Однако сам Дж. Р. Р. Толкин упоминает, что Исход Нолдор произошёл в конце Первой Эпохи, то есть год, который мы называем 1 П. Э., в действительности был близок к концу этой долгой эпохи. Более того, в «Народах Средиземья» Толкин прямо указывает, что Первая Эпоха была самой продолжительной из всех эпох, а это значит, что термин "Первая Эпоха" должен быть расширен задолго до первого восхода Солнца. При этом, впрочем, остаётся неизвестным, когда именно началась Первая Эпоха (возможно, это не было определено летописями). Вероятными точками отчёта Первой Эпохи могли быть либо сотворение самой Арды, либо создание Двух Древ Валинора, которые также вели счёт времени, либо (что более вероятно) пробуждение эльфов в 1050 Г. Д.

Хронология[]

  • 102 П. Э. — Завершение строительства Нарготронда.
  • 116 П. Э. — Завершение строительства Гондолина.
  • 458 П. Э — Хурин и Хуор попадают в Гондолин.
  • 459 П. Э. — Хурин и Хуор возвращаются из Гондолина.
  • 462 П. Э. — Многочисленная атака Моргота и её отражение силами эльфов и людей.
  • 465 П. Э. — Берен отправляется добывать Сильмариль. Бунт в Нарготронде. Гибель Финрода и Драуглуина. Освобождение Тол-Сириона.
  • 466 П. Э. — Берен и Лутиэн добывает Сильмариль. Охота на Кархарота. Первая смерть Берена. Смерть Хуана.
  • 467 П. Э. — Первая Смерть Лутиэн.
  • 469 П. Э. — Воскрешение Берена и Лутиэн. Союз Маэдроса очищает Белерианд.
  • 472 П. Э. — Битва Нирнаэт Арноэдиад. Смерть Фингона и Хуора. Хурин попадает в плен. Верховным Королём нолдор-изгнанников становится Тургон. Рождение Туора.
  • 484 П. Э. — Турин бежит из Дориата.
  • 489 П. Э. — Гибель Белега Куталиона.
  • 490 П. Э. — Турин приходит в Нарготронд. Туор бежит из рабства.
  • 494 П. Э. — Морвен и Ниэнор бегут в Дориат.
  • 495 П. Э. — Разорение Нарготронда. Туор приходит в Гондолин.
  • 496 П. Э. — Турин приходит в Бретиль. Ниэнор теряет память.
  • 498 П. Э. — Турин берет в жены Ниэнор.
  • 499 П. Э. — Смерть Хунтора, Глаурунга, Дорласа, Ниэнор, Брандира и Турина.
  • 501 П. Э. — Смерть Морвен. Гражданская война в Бретиле.
  • 506 П. Э. — Первый Дом начинает готовиться к нападению на Дориат.
  • 512 П. Э. — Сыновья Феанора узнают о местонахождении Сильмариля.
  • 534 П. Э. — Начало путешествий Эарендиля.
Advertisement