Мо́риа (синд. Moria) или Кха́зад-ду́м (кхуз. Khazad-dûm) – огромный подземный город-государство гномов, расположенный в Мглистых горах под тремя пиками – Келебдилем, Карадрасом и Фануидолом. Там гномы соорудили обширную сеть подгорных туннелей, включавшую богатые чертоги и глубокие шахты, соединённые переходами. В течение многих тысяч лет с момента своего основания в Древние Дни Мориа служила жилищем для клана Долгобородов, но после пробуждения балрога, убившего короля Дурина VI, она была заброшена и разорена орками Мглистых гор, надолго став обителью тьмы и ужаса.

Этимология

Исконное название Мориа на родном языке гномов – Кхазад-дум – буквально переводится как «Твердыня Гномов» (англ. Dwarves' Mansion). Все следующие наименования Кзазад-дума на соответствующих языках эльфов и людей являются переводом кхуздульского названия: Касарро́ндо (кв. Casarrondo), Хадо́дронд (синд. Hadhodrond), Фуруна́ргиан (вест. Phurunargian), Два́рроудельф (англ. Dwarrowdelf)

Название «Мориа» в переводе с синдарина означает «Чёрная Бездна» (англ. Black Chasm) и было придумано во Второй Эпохе эльфами Эрегиона. Король Келебримбор выгравировал именно это название на Западных вратах Кхазад-дума из волшебного сплава итильдина.

История

Основание

Карта Мории (со стороны)

Карта Казад-Дума (сверху)

Этот город-государство был основан Дурином I в начале Первой Эпохи. Изначально Дурин жил под горой Гундабад на севере Мглистых гор. Путешествуя на юг, он достиг высокогорного озера, где он увидел отражение звёзд в воде в виде короны, сверкающей над его головой. Приняв это как благоприятный признак, Дурин впоследствии сделал это место своим новым домом. Он назвал это озеро Зеркальное или Келед Зарам, и оно оставалось почитаемым местом среди гномов, и построил город, который он назвал Кхазад-Дум и который стал известным позже как Мориа.

Здесь Дурин основал клан Длиннобородых, самый древний из семи кланов гномов, став королём Дурином I из Кхазад-Дума. Впоследствии пятерым из его потомков и наследников давали его имя, поскольку они были очень похожи на своего праотца. Их считали перевоплощениями Дурина Бессмертного.

В начале Второй эпохи пришло много гномов от разрушенных западных городов Ногрод и Белегост в Эред Луин. Гномы Кхазад-Дума тогда торговали, чтобы поддерживать дружбу с королевством эльфов-нолдор Эрегионом. Дружба была самой крепкой, что когда-либо была между этими народами; она пошла на пользу как тем, так и другим. С помощью гномов Эрегион стал значительно мощнее, а с помощью эльфов Кхазад-Дум стал значительно красивее. Однако эта дружба прекратилась после создания Сауроном Кольца Власти и разрушения Эрегиона. Войска гномов Кхазад-Дума атаковали в Войне арьергард войск Саурона, но когда тот контратаковал, гномы с эльфами Лотлориэна отступили, и врата были закрыты. Так же, через Кхазад-Дум, бежали в Лотлориэн многие эльдар Эрегиона.

Падение

Западные ворота Мории

Богатство Кхазад-Дума было не в железе, серебре или золоте, а в драгоценном металле — митриле, который был найден только здесь. В 1980 году Третьей Эпохи гномы, исчерпав более доступные митриловые жилы, стали копать слишком глубоко и пробудили очень мощное и таинственное зло, которое они назвали Погибелью Дурина, поскольку оно убило короля Дурина VI в том же году, а в следующем — Наина I, его сына. Есть версия, что злу помог пробудиться Саурон. Гномы были неспособны победить Погибель Дурина или просто прогнать его, и поэтому были вынуждены бежать из Кхазад-Дума. После этого Кхазад-Дум стал местом страха и зла, и эльфы назвали его Мориа (Чёрная Бездна), хотя это название иногда употреблялось эльфами и раньше.

После этого орки Мглистых гор сделали Морию своим домом, но в 2790 году Т. Э. Трор, наследник Дурина, опрометчиво попытался повторно занять свой наследственный дом. Он был убит, и это убийство развязало войну гномов и орков, которая достигла высшей точки в очень кровавом сражении в Азанулбизаре за восточными вратами Мориа девять лет спустя. Гномы победили, но они понесли большие потери и не стали занимать Мориа, не желая встречаться с Погибелью Дурина.

Несколькими поколениями позже Балин, который сопровождал Бильбо Бэггинса во время его знаменитого путешествия в Эребор, описанного в «Хоббите, или Туда и обратно», собрал новую группу гномов, чтобы снова обжить город. Сначала всё было хорошо, но через несколько лет эта группа была уничтожена орками; об их судьбе узнали лишь многие годы спустя.

Война Кольца

К концу Третьей Эпохи, во время событий, описываемых во «Властелине колец», Мориа вновь стала местом страха и ужаса. Когда Фродо Бэггинс на пути из Ривенделла вместе с Братством Кольца были остановлены горным обвалом, они были вынуждены пройти через Мориа. Там они обнаружили журнал Балина и узнали судьбу его экспедиции. В тот же день они были атакованы группой орков и увидели погибель Дурина, которая оказалась Балрогом Моргота. Гэндальф противостоял демону на узком Морийском мосту около развалин Восточных ворот Мориа, где они сразились один на один и во время поединка вместе сорвались с моста в Морийский ров. Остальная часть Братства, повинуясь приказу Гэндальфа, отступила по мосту. Хотя и Гэндальф и Балрог пережили падение, они продолжили свой эпический поединок от исконных глубин ниже Мориа к одной из вершин горы, в конечном счёте уничтожив вершину легендарной Бесконечной Лестницы Кхазад-Дума.

Со смертью Балрога для Длиннобородых наконец открылась возможность восстановить свою древнюю родину, и говорят, что Дурин VII наконец привёл свой народ назад, в их долгожданную древнюю родину, спустя несколько столетий после её разрушения, восстанавливая то, что осталось от некогда могущественного Кхазад-Дума.

Галерея