ФЭНДОМ

Махтан (англ. Mahtan) – эльф-нолдо, отец Нерданель, тесть Феанора, дед сыновей Феанора.

Был великим кузнецом и преданным учеником Аулэ. Из-за этого во время Исхода нолдор остался в Амане. Был особым исключением из эльфов, носивших бороду, так как борода у Махтана стала расти в начале второго цикла жизни (а не в третьем).

Персонаж появился только в «Поздней Квенте Сильмариллион», когда возник рассказ о жене Феанора.

БиографияПравить

В Эпоху Древ Махтан жил в Амане и был великим кузнецом, учеником Аулэ, который открыл ему многие секреты, так как особо дорожил им. В отличие от других нолдор, что любили золото, Махтан более любил медь. Он также носил на голове медный обруч.

Махтан учил работе с металлом и камнем свою дочь, Нерданель. Когда она стала женой Феанора, принца нолдор, Махтан учил работе с металлом и его (Феанор тогда был ещё юношей).

Nerdanel, Mathan, Feanor by daLomacchi

Нерданель, Махтан и Феанор. Иллюстрация daLomacchi

После 1410 Э. Д. Мелькор стал распускать среди нолдор лживые слухи, желая настроить их против Валар. В итоге у него получилось, и нолдор стали роптать, а Феанор открыто призывал свой народ к мятежу и уходу в Средиземье. Махтан и его род были преданы Аулэ, и тот советовал не принимать участия в мятеже, так как это приведёт лишь к погибели. Феанор не верил предупреждениям Аулэ и считал его лжецом. Нерданель, в свою очередь, пыталась переубедить мужа, но тщетно, и в конце концов вернулась в дом Махтана.

Когда нолдор начали ковать оружие, Махтан горько пожалел о тайнах работы с металлом, которые открыл Феанору.

В 1495 Э. Д. Феанор поднял мятеж нолдор против Валар и призвал свой народ в Исход. Махтан не внял призыву из-за преданности Аулэ, и они с дочерью были одними из немногих нолдор, оставшихся в Амане во время Исхода.

ЭтимологияПравить

  • Урундиль (англ. Urundil) – имя, данное Махтану из-за его особой любви к меди. С квенья переводилось как «Любящий Медь», от Urun – медь и ndil (квенья) – обычное окончание для имен, обозначающее особую любовь к кому-либо или чему-либо;
  • Аулэндур (англ. Aulendur) – прозвище, которое давалось тем, кто служил Аулэ и обучался у него. С квенья переводилось как «Слуга Аулэ». Первоначальным вариантом этого прозвища, было Аулэндиль (англ. Aulendil). Так же называл себя в Эрегионе бывший майа Аулэ, Майрон (Саурон);
  • Махтан (англ. Mahtan) – имя, видимо происходящее от квенийского корня mahta – «обрабатывать». По всей видимости, это имя должно было быть отброшено и заменено именем Сармо (англ. Sarmo). Тем не менее, Кристофер Толкин включил версию имени «Махтан».

Источники Править