Родословная королей Нуменора

Коро́ль/Короле́ва Ну́менора (англ. King/Queen of Númenor) – монархический титул верховного правителя человеческого государства Нуменор, который наследовался потомками сына Эарендиля полуэльфа Эльроса, избравшего судьбу людей и принявшего тронное имя Тар-Миньятур. Всего королей и королев Нуменора вплоть до его Падения в конце Второй Эпохи насчитывалось двадцать пять (из них – четыре правящие королевы).

Престолонаследие[править | править код]

В Нуменоре была абсолютно-монархическая система государственного правления – вся полнота власти над державой и народом была сосредоточена в руках единоличного монарха. Порядок передачи власти проходил по праву первородства (примогенитуры) – это значит, что королю наследовал его старший ребёнок, затем – его потомки по старшинству, и так далее. Исторически, согласно законам Нуменора, женщины не могли наследовать монархическую власть, поэтому если король умирал, не оставив наследника, то власть переходила к его ближайшему родственнику мужского пола (например, племяннику или дяде). Позднее, в 892 В. Э., король Тар-Алдарион принял новый закон и изменил порядок престолонаследия, что позволило его дочери и единственному ребёнку, Тар-Анкалимэ, взойти на трон Нуменора после отречения отца; при этом было установлено ограничение, гласящее, что в случаях, если наследница не выходила замуж до отречения отца-короля, или если правящая королева умирала бездетной, то королевская власть переходила по наследству к ближайшему родственнику-мужчине.

Тар-Анкалимэ, первая правящая королева © Иллюстрация Nasca

Таким образом, благодаря этому закону титул правителя Нуменора наследовали в равных правах наследники обоих полов в порядке старшинства, т. е. была установлена абсолютная примогенитура. Кроме того, согласно традиции, короли и королевы Нуменора обладали правом отречься от престола до своей смерти и передать власть наследнику или наследнице, при этом монарх не мог передавать её любому желающему наследнику из королевского Дома по своему усмотрению и выбору.

Совет Скипетра[править | править код]

Совета Скипетра не имел власти над монархом, а был лишь совещательным органом, предоставлявшим рекомендации по определённому вопросу (до упадка Нуменора о такой власти никто даже не помышлял, поэтому стремления ограничить монархическую власть попросту не существовало). Совет Скипетра состоял из представителей шести административных областей Нуменора; также членом Совета становился назначенный официальным указом королевский наследник, чтобы иметь возможность на практике научиться управлять государством; кроме того, король или королева могли лично призвать в Совет Скипетра нужного человека, который разбирался бы в вопросах, которые на данный момент обсуждались бы в Совете.

Попытки узурпации[править | править код]

Тар-Андукал[править | править код]

Во время своего правления третья правящая королева Нуменора Тар-Ванимельдэ уделяла мало внимания государственным вопросам, и королевством фактически правил её муж, Херукалмо. После смерти королевы власть по закону должна была перейти к их сыну, принцу Алкарину, но отец наследника не желал отдавать ему законную власть. Херукалмо узурпировал титул и самовольно принял тронное имя Тар-Андукал. Его незаконное правление продлилось 20 лет вплоть до смерти в 2657 В. Э.. Хотя тронное имя узурпатора было записано в свиток королей, нумерации он не имел.

Ар-Фаразон[править | править код]

Ар-Фаразон

Во время правления короля Тар-Палантира его младший брат Гимильхад встал во главе фракции Людей Короля и всячески противостоял примирительной политике законного монарха, стремившегося наладить дружеские отношения нуменорцев с эльфами и восстановить в народе почитание Валар и Эру Илуватара, что кардинально шло в разрез со взглядами предыдущих королей и большинства населения острова, на стороне которых и выступали Люди Короля. Вскоре после смерти Тар-Палантира сын Гимильхада и племянник короля Фаразон вернулся из долгого плавания в Средиземье обратно на родину, когда взойти на престол готовилась дочь и наследница Тар-Палантира – принцесса Мириэль.

С помощью награбленных в Средиземье сокровищ и приобретённой там славы великого полководца Фаразон склонил на свою сторону большую часть нуменорцев, щедро одаривая их своими огромными богатствами. Заручившись поддержкой Людей Короля, он насильно женил на себе Мириэль, взойдя на престол Нуменора под именем Ар-Фаразон, а супруге навязав имя Ар-Зимрафель. Поскольку законы Нуменора запрещали браки среди столь близких родственников (пусть даже в рамках королевского Дома Эльроса), и поскольку Ар-Фаразон стал королём в обход наследной принцессы, что противоречило закону Тар-Алдариона, то де-юре он являлся узурпатором, захватившим власть незаконным путём. При этом в летописях Нуменора он был записан именно как король, в отличие от Тар-Андукала.

Однако, вполне возможно, что наличие королевской приставки «Тар-» перед именем Мириэли могло означать, что она являлась полноправной соправительницей своего мужа, но в любом случае на деле абсолютной монархической властью обладал исключительно Ар-Фаразон, не допускавший Мириэль до управления государством.

Особенности[править | править код]

Символом королевской власти был Скипетр Нуменора. После короля Тар-Вардамира был установлен королевский обычай передавать Скипетр преемнику до своей смерти, чтобы умереть позже по собственной воле, который соблюдался всеми последующими королями Нуменора вплоть до правления Тар-Атанамира. Кроме того, королевскими реликвиями также были меч Тингола Аранрут, топор Хуора Драмборлег и лук Брегора, все из которых были навеки утрачены во время Падения Нуменора в конце Второй Эпохи. Также известно, что при объявлении наследного принца королём Нуменора тот получал в дар меч, выкованный специально по этому случаю нуменорской Гильдией Оружейников.

В первые два тысячелетия существования Нуменора его короли соблюдали обычай наречения тронных имён на эльфийском языке квэнья: при передаче Скипетра и восхождении на престол новоиспечённый монарх добавлял к своему имени квэнийскую приставка «Тар-» (в переводе – «высокий, царственный»). В годы упадка, бунта против Валар и разрыва всех отношений с эльфами нуменорцы (за исключением Верных) перестали давать своим детям имена на квэнья, полностью перейдя на адунаик. Вслед за этим короли Нуменора стали поступать точно так же: начиная с Тар-Херунумэна к королевским именам добавлялась адунайская приставка «Ар-» со значением, эквивалентным значению квэнийской.

Список правителей Нуменора[править | править код]

Имя Годы[1] правления Годы жизни Примечание
1 Тар-Миньятур II32II 442 I 532 – II 442 Полуэльф, сын Эарендиля и Эльвинг
2 Тар-Вардамир II 442 – II 443 II 61II 471 Сын Тар-Миньятура
3 Тар-Амандиль II 443 – II 590 II 192II 603 Сын Тар-Вардамира
4 Тар-Элендиль II 590 – II 740 II 350II 751 Сын Тар-Амандиля
5 Тар-Менельдур II 740 – II 883 II 543II 942 Сын Тар-Элендиля, младший брат принцессы Сильмариэн
6 Тар-Алдарион II 883 – II 1075 II 700II 1098 Сын Тар-Менельдура
7 Тар-Анкалимэ II 1075 – II 1280 II 873II 1285 Дочь Тар-Алдариона и Эрендис
8 Тар-Анарион II 1280 – II 1394 II 1003II 1404 Сын Тар-Анкалимэ и Халлакара
9 Тар-Сурион II 1394 – II 1556 II 1174II 1574 Сын Тар-Анариона
10 Тар-Тельпериэн II 1556 – II 1700 II 1320 – II 1731 Дочь Тар-Суриона
11 Тар-Минастир II 1700 – II 1869 II 1474 – II 1873 Племянник Тар-Тельпериэн, сын её брата Исильмо
12 Тар-Кирьятан II 1869 – II 2029 II 1634II 2035 Сын Тар-Минастира
13 Тар-Атанамир II 2029 – II 2221 II 1800 – II 2221 Сын Тар-Кирьятана, отказался отречься от Скипетра
14 Тар-Анкалимон II 2221 – II 2386 II 1986 – II 2386 Сын Тар-Атанамира
15 Тар-Телеммайтэ II 2386 – II 2526 II 2136 – II 2526 Сын Тар-Анкалимона
16 Тар-Ванимельдэ II 2526 – II 2637 II 2277 – II 2637 Дочь Тар-Телеммайтэ
x Тар-Андукал II 2637 – II 2657 II 2286 – II 2657 Узурпатор, муж Тар-Ванимельдэ
17 Тар-Алкарин II 2657 – II 2737 II 2406 – II 2737 Сын Тар-Ванимельдэ и Тар-Андукала
18 Тар-Калмакиль
Ар-Бельзагар
II 2737 – II 2825 II 2516 – II 2825 Сын Тар-Алкарина
19 Тар-Ардамин
Ар-Абаттарик
II 2825 – II 2899 II 2618 – II 2899 Сын Тар-Калмакиля
20 Ар-Адунахор
Тар-Херунумэн
II 2899 – II 2962 II 2709 – II 2962 Сын Тар-Ардамина
21 Ар-Зимратон
Тар-Хостамир
II 2962 – II 3033 II 2798 – II 3033 Сын Ар-Адунахора
22 Ар-Сакалтор
Тар-Фалассион
II 3033 – II 3102 II 2876 – II 3102 Сын Ар-Зимратона
23 Ар-Гимильзор
Тар-Телемнар
II 3102 – II 3177 II 2960 – II 3177 Сын Ар-Сакалтора
24 Тар-Палантир
Ар-Инзиладун
II 3177 – II 3255 II 3035 – II 3255 Сын Ар-Гимильзора
25 Ар-Фаразон
Тар-Калион
II 3255 – II 3319 II 3118 – II 3319 Узурпатор, сын Гимильхада, племянник Тар-Палантира
Ар-Зимрафель
Тар-Мириэль
II 3317 – II 3319 Дочь Тар-Палантира и законная наследница Скипетра

Примечания[править | править код]

  1. Римскими цифрами обозначена эпоха, арабскими – год соответствующей эпохи.