Карантир (англ. Caranthir) — эльф-нолдо, четвёртый сын Феанора. Младший брат Маэдроса, Маглора и Келегорма; старший Куруфина, Амраса и Амрода.

В Белерианде владел королевством, называемым Дор Карантир. Первым из владык Высших Эльфов встретился с гномами, заключив выгодный военно-торговый союз. Спас от полного истребления людей Племени Халет и принял на службу племя людей-истерлингов рода Улфанга, но в итоге был предан ими.

Ранние годы[править | править код]

Карантир родился в Эпоху Древ и был четвёртым ребенком в семье Феанора, принца нолдор. Карантир был женат, но о его жене и о том, были ли у них дети, ничего не известно.

После 1450 Э. Д., когда началась конфронтация между родами Феанора и Финголфина, Карантир с братьями и отцом активно призывал нолдор говорить на квенья через «þ» («т»), если они верны им. Также как и другие братья, прислушивался к Мелькору, когда тот советовал вооружиться для защиты себя и своего имущества. Тогда же Феанор выковал мечи, один из которых получил Карантир. В 1490 Э. Д., после изгнания Феанора из Тириона, вместе с братьями и дедом Финвэ последовал за отцом в крепость Форменос (взяв с собой меч).

В 1495 Э. Д. Карантир, как и другие братья, не последовал на праздник Манвэ, куда было приказано явиться Феанору. В Форменосе Карантир также не остался, но отправился с братьями на север верхом. Когда Мелькор уничтожил Древа Валар и пала тьма, Карантир с братьями бросился к Форменосу, но все они оказались бессильны против ужаса Унголиант, сообщницы Мелькора. Когда братья смогли двигаться, Мелькор с Унголиант уже сбежали, сокровища Форменоса были украдены (в том числе великие Сильмарили), а Финвэ убит.

Карантир вместе с братьями прибыл Маханаксар, где восседали Валар, и там Маэдрос доложил о случившемся. Феанор также оказался там, и столь сильно было его горе от смерти отца, что Феаноринги испугались, как бы он не убил себя.

Феанор пришёл в Тирион и поднял нолдор на восстание против Валар, призвав уходить из под их контроля в Средиземье, чтобы сражаться там во имя мести и света Сильмарилей с Морготом (так отныне звали Мелькора). После этого Карантир, вместе с братьями и вслед за отцом, принес Клятву именем Эру преследовать войной любого, кто завладеет Сильмарилями; и призвал он обречения на Вечную Тьму, если не станет держать клятву.

Слева на право: Амрод, Амрас, Феанор, Куруфин, Маглор, Маэдрос, Карантир, Келегорм. Иллюстрация Jenny Dolfen

Вскоре после Клятвы Карантир вместе с остальным войском отца ушёл в Исход. Участвовал в Резне в Альквалондэ и на захваченных в ней кораблях тэлери вернулся в Средиземье в числе первых нолдор. Не участвовал в сожжении кораблей в Лосгаре, так как отец не будил его. По злой случайности в пожаре погиб самый младший брат Карантира, Амрод.

Вместе с отцом и братьями Карантир участвовал в битве Дагор-нуин-Гилиат, в которой погиб Феанор (1497 Э. Д.). В том же году Моргот пленил Маэдроса, потребовав от остальных Феанорингов взамен на освобождение их брата отречься от войны и уйти. Братья поняли, что Моргот лжёт, но в любом случае они дали Клятву вражды с владельцем Сильмарилей. Феаноринги выстроили укреплённый лагерь, расположив его на северной оконечности озера Митрим.

Ссора с Ангродом[править | править код]

После прибытия войска Финголфина и спасения Маэдроса из плена Фингоном (5 П. Э.) вражда меж Домами нолдор была погашена. Тем не менее, отказавшись от верховной королевской власти над нолдор-изгнанниками, Маэдрос сделал Дом Феанора «Обездоленным»; Карантир был не согласен с этим решением брата.

В 7 П. Э. Карантир участвовал в совете лордов нолдор в Митриме, где обсуждался вопрос о взаимоотношениях с Тинголом, королём Дориата. На этом совете Карантир поссорился с Ангродом, который принес вести из Дориата. Карантир ошибочно посчитал, что Ангрод предательски доносит Тинголу на своих родичей по отцу — нолдор. Карантир был резким на слова и не любил сыновей Финарфина:

Brothers-2.jpg

«…Не бывать тому, чтобы сыновья Финарфина вольно разъезжали повсюду и доносили о нас этому Тёмному Эльфу в его пещере! Кто сделал их нашими глашатаями? И хотя они вошли в Белерианд — не худо бы им помнить, что пусть мать их одной крови, но отец был принцем нолдор. Не слишком ли быстро забыли они это?»

Однако Маэдрос смирил его гнев, и сыновьям Феанора пришлось покинуть лагерь в Митриме и уйти на восток Белерианда (вражда Домов вновь обострилась). Впоследствии обидчивый Ангрод, памятуя о словах Карантира, всё донёс Тинголу: о Резне в Альквалондэ, Клятве Феанора и сожжении кораблей в Лосгаре. Из-за этого король Дориата не только не имел больше дел с Первым Домом, но ещё и запретил говорить на квенья всем синдар.

Жизнь и война в Белерианде[править | править код]

После ухода из Митрима в 7 П. Э. Карантир стал одним из королей нолдор Дома Феанора. Со своим народом Карантир поселился на дальнем востоке Белерианда — в верховьях Гелиона, вокруг озера Хелеворн, под горой Рерир и к югу от нее; а также укрепил горы к востоку от Маглоровых Ворот. Нолдор звали весь большой край между Гелионом, горами, Рериром и рекой АскарТаргелион («Земля за Гелионом»), или Дор-Карантир, «Земля Карантира». На западных склонах горы Рерир Карантир возвёл крепость, которая защищала Таргелион от атак с севера.

Крепость Карантира

Нолдор Карантира поднимались и обследовали Эред Луин, смотря оттуда на земли Средиземья восточнее Белерианда.

Нолдор Карантира взирают на земли Средиземья

Там они вскоре наткнулись на гномов (150 П. Э.), которые после нападения Моргота и возвращения нолдор перестали приходить в Белерианд. Как нолдор Карантира, так и гномы, ценили мастерство друг друга и охотно перенимали его. Тем не менее, особой симпатии между ними не было; Карантир не скрывал своего презрения к неказистой внешности гномов, а народ повторял за своим повелителем. Однако общая ненависть к Морготу заставила нолдор и гномов заключить взаимовыгодный союз. Торговые пути гномов Ногрода и Белегоста проходили через земли Карантира, а все изделия их прославленных кузнецов — через его руки, и это сильно увеличило его богатство.

Спасение Племени Халет[править | править код]

С 310 П. Э. племена людей начали приходить в Белерианд, и племя халадин, столкнувшись с недружественностью нандор в Оссирианде, повернуло на север и поселилось в Дор Карантире (312 П. Э.). Нолдор Карантира не обращали внимания на людей, но в 375 П. Э. отряды орков атаковали их по приказу Моргота. В битве погибли многие халадин, в том числе их вождь, Халдад. Дочь последнего, Халет, руководила немногими выжившими в месте слияния рек Аскара и Гелиона. Когда люди уже почти потерпели поражение, с севера подошла помощь в лице Карантира и его войска, что загнало орков в реку.

Помощь Карантира. Иллюстрация Sara M. Morello (ladyoftheflower)

Карантир оказал Халет радушный прием, предложив свою защиту, если она захочет перебраться севернее. Халет, однако, отказалась от покровительства Карантира и вскоре увела свое племя в Эстолад, откуда халадин ушли в лес Бретиль.

Халет и Карантир

Потеря королевства и приход истерлингов[править | править код]

В 422 П. Э. Финголфин, опасаясь накопившейся мощи Моргота, как Верховный король потребовал начать войну. Однако поддержи в этом он не получил, и Карантир, вместе с другими Феанорингами, более других выступил против.

В 455 П. Э. Моргот начал битву Дагор Браголлах, прорвав осаду. Владения Карантира были захвачены, и он отступил с остатками своего народа, присоединившись к разрозненным охотникам Амраса; вместе они отступили на юг. Там братья укрепились на холме Амон Эреб, где установили стражу и собрали воинов, не давая Морготу прорываться дальше на юг.

В 463 П. Э. в восточном Белерианде появились племена истерлингов, с которыми Маэдрос решил заключить союз, и Карантир поддержал брата. Сыновья вождя Улфанга, — Улфаст, Улварт и Улдор — принесли клятву верности Карантиру.

Битва Бессчётных Слёз и гибель[править | править код]

В 468 П. Э. Маэдрос, вдохновившись кражей у Моргота одного из Сильмарилей, собрал Союз эльфов, людей и гномов против Властелина Тьмы. В битве Нирнаэт Арноэдиад (472 П. Э.), воинство Феанорингов на востоке было задержано, так как их предали истерлинги племени Улфанга. Когда наконец воинство Дома Феанора подошло на битву и ударило по врагам, истерлинги Улфанга предательски атаковали эльфов в тыл. Карантир был ранен и не смог лично убить предавших его сыновей Улфанга, однако брат Карантира, Маглор, убил Улдора. Битва была проиграна, и Карантир с остальными братьями и выжившими нолдор бежал к горе Долмед. Их королевств более не существовало, и Феаноринги на многие годы затаились в лесах Оссирианда, смешавшись с лаиквенди.

Карантир во время Нирнаэт Арноэдиад

Сильмариль, что был украден у Моргота и попал к эльфам, ныне находился в Дориате у Тингола. Так как Дориат был защищён Завесой Мелиан, атаковать его было невозможно. Однако, после смерти Тингола завеса исчезла, и в Дориате стал править его внук, Диор (503 П. Э.). Узнав, что Сильмариль у Диора, сыновья Феанора потребовали вернуть их собственность (грозя войной), но Диор проигнорировал послание (505 П. Э.). В 509 П. Э. братья с войском атаковали Дориат, и Карантир погиб в битве; погибли и двое его братьев, Келегорм с Куруфином. Хотя Диор таже был убит, выжившие Феаноринги не смогли достать Сильмариль.

Дом Феанора[править | править код]

Родовой герб

Финвэ
 
Мириэль
 
Махтан

Феанор

Нерданель

Маэдрос

Келегорм

Куруфин

Амрас

Маглор
 
Карантир

Амрод

Келебримбор

Характеристика[править | править код]

Внешность[править | править код]

Карантир унаследовал черные волосы отца и красноватый оттенок кожи лица матери.

Характер[править | править код]

У Карантира был суровый и надменный характер. Он отличался наибольшей вспыльчивостью среди сыновей Феанора.

Умения[править | править код]

Как и другие сыновья Феанора, за исключением Келегорма, Карантир проявлял отцовский талант в ремёслах.

Этимология[править | править код]

  • Карнистир (англ. Carnistir) — материнское имя Карантира. В переводе с квенья дословно означает «Краснолицый». Было дано из-за характерного оттенка кожи лица, который Карантир унаследовал от матери.
  • Морифинвэ (англ. Morifinwe | сокращенно — Морьо) — отцовское имя Карантира. В переводе с квенья дословно значит «Тёмный Финвэ». Было дано из-за характерного черного цвета волос, которым отличались как Феанор, так и Финвэ.
  • Карантир (англ. Caranthir) — перевод на синдарин квенийского имени «Карнистир», которым Карантир назывался в Белерианде.

Интересные факты[править | править код]

  • По одному из черновых вариантов, Карантир принимал участие в нападении на войско гномов, возвращающегося с ожерельем Наугламир из Дориата после убийства Тингола, возле брода Сарн-Атрад (в то время как в опубликованной версии «Сильмариллиона» короля гномов Ногрода убил Берен, напавший на него вместе с эльфами Оссирианда).

Галерея[править | править код]