ФЭНДОМ

История Галадриэль и Келеборна (англ. History Galadriel and Celeborn) — несколько поздних рукописей Дж. Р. Р. Толкина, опубликованные Кристофером Толкином в "Неоконченных сказаниях Нуменора и Средиземья".

История Галадриэль Править

В самом начале текста, Кристофер Толкин писал: "В истории Средиземья нет части, более полной проблем, чем история Галадриэли и Келеборна."

Такое заявление, связано с частыми изменениями взглядов Дж. Толкина на раннюю историю персонажа "Властелина Колец" - Галадриэль (а так же связанную с ней, историю её мужа - Келеборна). Поскольку в ранних черновиках такого персонажа как Галадриэль не существовало, история Галадриэль в периоды Эпохи Древ, Первой Эпохи и Второй Эпохи оставалась под вопросом. В данном тексте, Кристофер сравнивает все версии связанные с ранними годами жизни Галадриэль. Наибольший интерес представляет та версия, что Кристофер опубликовал лишь в самом этом тексте. Эта версия "перекликается" с предпоследнем из писем (4 авг., 1973) Дж. Толкина, где он пишет:

"Я намерен сейчас же разобраться с Галадриэлью и с вопросом деторождения у эльфов — и о том, и об этом я много думал. Однако долее откладывать с отсылкой этого благодарственного письма уже нельзя….. Галадриэль осталась «незапятнанной»: она не совершила ничего дурного. Она была врагом Феанора. В Средиземье она явилась не вместе с остальными нолдор, но сама по себе. Она желала отправиться в Средиземье в силу причин вполне оправданных, и ей бы непременно разрешили уплыть, но, к несчастью, прежде, чем она отправилась в путь, вспыхнул бунт Феанора, и крайние меры Манвэ, и запрет на эмиграцию в целом затронули и ее."

Данная версия, изложенная в "Истории Галадриэли и Келебрана", отдаляет Галадриэль от событий Исхода Нолдор до того, что она покидает Валинор отдельно от нолдор-бунтовщиков во главе с Феанором и Финголфином (что похоже на более раннюю версию "Шибболета Феанора"). Однако в этой версии, Келеборн становится двоюродным братом Галадриэль и, в то же время, её мужем (что противоречит недопустимости, по обычаям эльдар, браков среди столь близких родственников).

В конце же, когда всем нолдор-изгнанником Валар разрешили вернуться в Валинор, Галадриль решила остаться в Средиземье. Однако, запрета на её возвращение (как на предводительницу бунта), не накладывалось, что делает её испытание, которое она прошла отказавшись от Кольца Всевластия, лишённым смысла. Ранее, в письме 297 (1967 г.), Дж. Толкин писал:

"Изгнанникам было позволено вернуться, - кроме нескольких вождей мятежа, из которых ко времени "Властелина Колец" осталась одна Галадриэль. Ко времени ее Плача в Лориэне она уверена, что это - навечно, пока существует Земля. Потому она заканчивает свой Плач пожеланием или просьбой, чтобы Фродо было даровано, как особая милость, очистительное (а не карательное) пребывание на Эрессэа, одиноком острове на расстоянии взгляда от Амана, хотя для нее самой путь закрыт. Ее просьба исполнена - но и ее личный приговор отменен в награду за ее действия против Саурона и более всего - за то, что она отвергла соблазн взять Кольцо, когда оно было ей предложено. И вот в конце мы видим ее восходящей на корабль."

История Галадриль во Вторую Эпоху также является крайне противоречивой. В Изначальной версии, Галадриэль была матерью Амрота и основала с Келеборном Эрегион. Однако, после появления в Эрегионе Саурона, Келебримбор и Гвайт-и-Мирдайн свергли её, потому она ушла в Лотлориэн, где стала правительницей. После Войны с Сауроном (подробности о которой известны лишь из этого текста), Галадриэль переселилась в Дол Амрот, а в Лотлориэне стал править Армрот. После его гибели, Галариэль вернулась и стала править тем краем.

История Амрота и Нимродэль Править

Следующая идёт совершенно иная версия, во многом перечёркивающая версию о роли Галадриэль в выше указанных событиях Второй Эпохи. Тут Кристофер отмечал, что при написании "Властелина Колец", такая важная подробность как родство Галадридль и Амрота, не могло быть не упомянуто. В данной истории, рассказывается о Амроте, его любви к деве из нандор, Нимродэль, которая привела его к гибели.

В этой версии Амрот становится сыном Амдира, который стал править в Лотлориэне задолго до основания Эрегиона. Это исключает версию о том, что Галадриэль стала править в Лотлориэне. Также, в новой версии упоминается, что Галадриэль была в Линдоне (повидимому в Харлиндоне), а не Лотлориэне, во время Войны с Сауроном; это наводит на мысль о полном (или почти полном) отказе от версий "ИГиК" связанных с Галадриэлью и Келеборном. Однако, несмотря на факт переработки прежней версии о Галадриэль, нельзя с уверенностью сказать, что именно Дж. Толкин оставил бы, а что исключил. В изданном "Сильмариллионе" ("О Кольцах Власти и Третьей Эпохи"), присутствует выдержка из письма 131, кратко описывающая события Второй и Третьей Эпох.

Элессар Править

Также, имеют отношение к Галадриэль две версии рукописи Дж. Толкина о происхождении Элессара (приведены в "ИГиК"), который в "Властелине Колец" получает от Галадриэли Арагорн.

Примечательно, что думая о происхождении Элессара, Дж. Толкин в "Поздней Квенте Сильмариллион (том 11)" хотел сделать этот камень изобретением Феанора, который он перед смертью отдаёт Маэдросу. Однако очевидно, что от этой версии Толкин отказался.

  1. Первая версия повествует о создание камня Энердилем, кузнецом из Гондолина. Он был подарен Идриль, а та передарила его Эарендилу.

Впоследствии, этот же камень вернулся в Средиземье с Гэндальфом и тот подарил его Галадриэль, когда та сказала о том, что Средиземье её печалит.

  1. Вторая версия повествует о том, что прежде чем Саурон обманул кузнецов Эрегиона, туда пришла Галадриэль (что вновь указывает на отказ от первой версии "ИГиК"). Обратившись к Келебримбору, она сказала, что Средиземье её печалит. Келебримбор был влюблён в Галадриэль и поскольку был другом Энердиля, создал для Галадриэль второй Элессар.

Однако в этой версии есть противоречия в первую очередь с тем, что Келебримбор был кузнецом из Гондолина (в изданных приложениях к "Властелину Колец" было отмечено его родство с Феанором и оно же уточнено с "Квенди и Эльдар", потому не подлежало пересмотру).

  1. Ещё одна приписка к этому тексту, сделанная позднее Толкином, вообще исключает Энердиля из повествования:

"Элессар был сделан Келебримбором в Гондолине и подарен Идрили, а от нее он достался Эарендилю. Но этот камень ушел из Средиземья. Второй Элессар сделал тоже Келебримбор, по просьбе владычицы Галадриэли (в которую он был влюблен). Этот камень был неподвластен Единому Кольцу, потому что Келебримбор создал его до возвращения Саурона"

Это вновь вступает в противоречие с вышеуказанным примечание, что было опубликовано при жизни Толкина и чем он был связан (Келебримбор был сыном Куруфина, а не кузнецом из Гондолина, к которому он, таким образом, вообще не мог иметь отношения). По мнению Кристофера, предельно ясно, что по поздней задумке Элессар должен был создать Келебримбор. К тому же, версия с Гэндальфом вступает в противоречия с тем, что Гаваням Сириона нёс благоденствие Сильмариль, а Лотлориэну кольцо Нэнья (после утраты Единого Кольца и прихода Галадриэль).

В следствии всех указанных выше противоречий и общей путаницы, Кристофер не стал что-либо из этих версий включать в "Сильмариллион".

Примечания и Приложения Править

После текстов идут обширные примечания Кристофера и 5 примечаний Дж. Толкина (к которым Кристофер также приводит свои примечания).

  • Приложение 1 - Лесные эльфы и их язык. Повествует о развитии нандорина.
  • Приложение 2 - Синдарийские короли Лесных эльфов. Подробно рассказывает о Амдире, Орофере и Трандуиле во Вторую Эпоху (о последнем + Третью), их участие в событиях войн Сауроном и основании их королевств.
  • Приложение 3 - Грарицы Лориэна. Повествует о географическом расположение леса Лориэн, где находилось королевство Амдира Лотлориэн.
  • Приложение 4 - Гавань Лонд Даэр. Повествует о основании и истории гавани в устье реки Гватло.
  • Приложение 5 - Имена Галадриэли и Келеборна. Повествует о лингвистике и смысловом значении имён Галадриэль и Келеборна.