ФЭНДОМ

172301

Орден Истари. © Иллюстрация Sindacollo

Left pointing double angle quotation mark sh4 Пришедший первым, имел благородный вид и осанку, волосы цвета воронова крыла и прекрасный голос – он был одет в белое. Он был искусен в ручных ремеслах и искусствах и почти все, даже Эльдар, считали его главой Ордена. Остальные были: двое в одеяниях синего морского цвета, один в коричневом как земля, и последний, который производил меньше всего впечатления, менее высокий чем прочие, он казался более старым, был седовлас, одет в серое и опирался на посох... Right pointing double angle quotation mark sh4
Дж. Р. Р. Толкин, «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья», «Истари»

Истари (англ. Istari) – духи из народа майар, посланные Валар в Средиземье для помощи эльфам и людям-дунэдайн (а также их союзникам) в борьбе с Тёмным Властелином Сауроном. В Средиземье они стали известны как Маги или Волшебники.

ИсторияПравить

По воле Валар майар прибыли в Средиземье в обличье старцев. Таким образом Валар пытались предотвратить повторное нарушение аксани: склонение Детей Эру к чему-либо за счёт воплощённого могущества Айнур (как это случилось с эльфами). Поэтому теперь их посланцам было запрещено являться исполненными величия или направлять стремления эльфов и людей открытым проявлением силы. Им было велено в скромных и слабых обличиях направлять эльфов и людей к добру советом и убеждением, стараться любовью и пониманием объединить всех тех, кого Саурон, если он вернется, будет пытаться совращать и принуждать.

Смертная плоть сделала их подверженными смертным слабостям и порокам: усталости, голоду, страхам, сомнениям и честолюбивым стремлениям, в тех формах, что более свойственны людям. Тем не менее, дух майар не давал им умереть от старости.

Члены Ордена Править

  • Курумо – сильнейший из Истари, майа Аулэ, среди людей Севера более известный как Саруман, переводящееся «умелый человек». На синдарине его имя – Курунир, а орки Изенгарда и население Шира называли его Шарки (англ. Sharkey, что является производным от орочьего слова «Шарку» (англ. Sharkû), означающее «старик»). Саруман красноречив и умён, к нему прислушивались многие великие деятели. Считался главою ордена и Белого Совета. Его цвет – белый (после – радужный).
  • Олорин – майа Манвэ и Варды, на языке людей Севера более известный как Гэндальф, что обозначает «Эльф с Посохом», среди эльфов – Митрандир, переводящееся как «Серый Странник», у народов Юга его именем было Инканус (этимология этого имени не совсем ясна, хотя в Книге Тана говорится, что это была адаптация для Квенья слова из языка Харадрим, означающего «Шпион с Севера»), а среди гномов – Таркун, значащее «Человек с Посохом». Владелец одного из эльфийских колецНарьи, которое было передано ему Кирданом. В Войне Кольца оказал неоценимую помощь в борьбе против Мордора. Его цвет – серый. После предательства Сарумана принял командование орденом и белый цвет. Единственный из всего ордена, кто довел дело до конца и позже вернулся обратно в Валинор.
  • Айвендил – майа Йаванны, друг птиц и зверей. На адунайском языке он был известен как Радагаст, что значит «Заботящийся о Животных» (в более поздних работах Толкина говорится, что это имя было дано людьми из долины Андуина). Его цвет – коричневый.
  • Алатар майа Оромэ. В XII томе «Истории Средиземья» дано имя Моринехтар, что переводится как «Убивающий Тьму». Ушел вместе с Палландо на восток, где их следы теряются.  Его цвет – синий.
  • Палландо – майа Оромэ. В XII томе «Истории Средиземья» указано имя Роместамо, что означает «Помогающий Востоку». Он и Алатар более известны как Итрин Луин, «Синие маги». Это их единственное имя, так как они были мало знакомы людям запада, потому что ушли на восток вместе с Куруниром, но не вернулись. Цвет Палландо – синий.

Этимология Править

«Истари» образовано от слова на Квенья «istar», что означает «маг». На синдарине звучит как итрон (ithron).

Источники Править

  • Unfinished Tales: «The Istari»
  • The History of Middle-earth, vol. XII, The Peoples of Middle-earth: «Last Writings — The Five Wizards»
  • The Return of the King: "The Scouring of the Shire, "
  • The History of Middle-earth, vol. V, The Lost Road and Other Writings: "The Etymologies, "
  • The Two Towers: «The White Rider»
Radagast's stuff for template Истари Radagast's stuff for template
Саруман
Гэндальф
Радагаст
Алатар
Палландо