Википалантир
Advertisement
Википалантир

Finwe.gerb

Верховный Король Нолдор (англ. High King of the Noldor) – титул главы Дома Финвэ в Валиноре и Средиземье. Верховный король правил прочими королями и лордами нолдор, которые, в свою очередь, правили частями народа нолдор. При восхождении на престол Верховный король брал приставкой к своему имени, родовое имя «Финвэ».

Поскольку в Белерианде у нолдор было несколько королей, титул главы Дома Финвэ выделили формальной приставкой «Верховный», чтобы избежать ненужной путаницы. По той же причине титул, подразумевающий Верховную королевскую власть носителя над всеми нолдор, значится на Википалантире как «Верховный Король».

Система правления и наследования[]

У нолдор была абсолютно-монархическая форма государственного правления; Верховная Власть над всем народом была сосредоточена в руках Верховного Короля (монарха). Порядок преемства власти проходил по праву первородства (примогенитура), то есть, наследовал старший наследник короля, а затем его старший потомок и тд. В случае пресечения наследников в старшей ветви, власть переходила в младший королевский Дом (к роду брата короля или другому, наиболее близкому по родству Дому). Также преимущество наследования у нолдор было за потомками мужского пола; женщины были либо полностью исключены из престолонаследования (агнатическая примогенитура), либо могли наследовать лишь после полного пресечения потомков из мужской линии (агнатическо-когнатическая примогенитура). Прецедентов перехода Верховной Власти к потомкам женского пола в Роду Финвэ не было, так что нельзя сказать точно. При отказе от власти старшего наследника правящего рода этот род терял право на верховную власть, а титул уходил к старшему потомку младшей королевской династии.

Раскол титула[]

После ухода из Валинора в Исход почти всех нолдор Первый и Второй Дома потеряли право владычества над нолдор того края (поскольку последние остались верны Валар). Таким образом, официальный титул в Изгнании, принадлежащий изначально Феанору и его Роду, был Верховный Король нолдор-изгнанников (или бунтовщиков).

В Валиноре на время после ухода наследников Финвэ не осталось короля; однако это продлилось недолго, поскольку младший из сынов Финвэ, Финарфин, с многими нолдор своего Дома, вернулся в Эльдамар. Финарфин получил прощение Валар и был утверждён как Верховный Король нолдор Амана.

Случаи восстания и попытки узурпации[]

Финголфин[]

В 1490 Э. Д. Валар изгнали из Тириона старшего принца нолдор, Феанора, и король Финвэ ушёл с ним, отказавшись править на время изгнания сына. На этот период Валар утвердили регентом-правителем второго принца, Финголфина.

В 1495 Э. Д. Финвэ погиб и, по закону нолдор, власть переходила к Феанору. Приговор Валар предполагал, что Феанор мог править лишь по истечении скрока изгнания — 12 лет (~115 лет по солнцу). Феанор пришёл к своему народу раньше времени, отвергнув законы Валар. Он вдохновил почти всех нолдор на мятеж против владычества Валар и бегство в Средиземье. Изначально Феанор претендовал на власть в Валиноре над всеми нолдор, но после начала Исхода он справедливо утверждал владычество лишь над теми, кто отправился в Средиземье отвергнув власть Валар. Несмотря на это, большинство из ушедших отказались подчиняться Феанору, выбрав себе королём Финголфина, что считал свои права короля-регента законными, хотя целенаправленно присоединился к мятежу и не подчинялся Валар даже когда нолдор было приказано вернуться и предстать перед судом за братоубийство.

Финголфин и Феанор

Финголфин провозгласил себя Верховным королём (взяв королевскую приставку), и итогом его притязаний стал уход Феанора в Средиземье только с верными нолдор; по прибытии он уничтожил все корабли в Лосгаре, чтобы они не были отправленны Финголфину. Нолдор Финголфина не вернулись в Валинор (на что рассчитывал Феанор), но отправились в Средиземье через льды Хэлкараксэ, где понесли великие потери. Тем не менее, они добрались до Средиземья, где Феанор к тому времени погиб и Финголфин вскоре стал королём уже по закону.

Келегорм и Куруфин[]

Во время пребывания в Нарготронде двое принцев-нолдор из Дома Феанора, Келегорм и Куруфин, подняли бунт против короля Нарготронда, Финрода. Благодаря убеждению братьев, народ Нарготронда отрёкся от власти законного короля и даже не пожелал следовать за ним. Уходя с тринадцатью спутниками, Финрод передал власть своему племяннику, Ородрету, но его большинство не признавало, поскольку большей любовью у подавляющего количества горожан пользовались Келегорм и Куруфин.

Братья вскоре узнали, что Финрод попал в плен, но идти на помощь к королю они не собирались. Келегорм и Куруфин решили захватить власть: сперва в Нарготронде, потом в Дориате, а далее и в других королевствах эльфов. Тем самым они желали вернуть своему Дому утраченное верховенство.

Келегорм и Куруфин

Однако амбициозные планы Келегорма и Куруфина были раскрыты и разрушены, а они сами изгнаны из Нарготронда.

Верховные короли нолдор[]

Родоначальником королевского Дома был Финвэ, изначально одни из вождей нолдор ещё у Куивиэнена. Финвэ, единственный из тех вождей, отважился пойти с Оромэ в Валинор и после побудил свой народ на Великий Поход в Валинор, возглавив ушедших (1105 Э. Д.); потому Финвэ стал первым Верховным Королём нолдор.

Финвэ правил всеми нолдор плоть до 1490 Э. Д., когда Валар изгнали из Тириона старшего сына короля и наследника престола, Феанора. На время его изгнания Финвэ отказался от короны и возможности встречи с подданными, отправившись с сыном в крепость Форменос. Вместо Финвэ Манвэ поставил регентом младшего принца, Финголфина.

В 1495 Э. Д. были уничтожены Древа Валар, и пришедший в Форменос Мелькор убил Финвэ, который встал на его пути с мечом в руках.

Гибель Финвэ

После гибели Финвэ произошёл бунт Феанора и раскол королевского титула; тем самым, королей всех нолдор, после Финвэ, более не было.

Верховные Короли нолдор-аманьяр[]

  • Финарфин – единственный Верховный король нолдор-аманьяр (аманьяр кв. «Те, что из Амана» см. Разделение эльфов), изначально, побуждаемый детьми, нехотя присоединился к запрещённому Валар походу в Средиземье. Позднее (1496 Э. Д.), после Пророчества Мандоса вернулся в Валинор и, получив прощение Валар, стал Верховным королём оставшихся там нолдор (1/10 часть из всех нолдор). Его правление в физическом мире продолжалось вплоть до 3319 В. Э., когда эльфы Амана угасли по воле Эру Илуватара (в ходе Низвержения Нуменора).

Верховные Короли нолдор-изгнанников[]

Феанор был первым из Верховных королей нолдор-изгнанников – большей части нолдор, которые отправились из Валинора в Средиземье на Войну с Морготом. Феанор изначально претендовал на титул в Валиноре после смерти Финвэ, но поскольку Валар изгнали его и на этот период поручили правление Финголфину, Феанор позднее утверждал свою власть лишь над теми нолдор, что последовали за ним в Изгнание. Тем не менее, Финголфин претендовал на власть в походе и его поддерживало большинство Изгнанников, что стало причиной раскола и вражды между нолдор. Правление Феанора продолжалось недолго, так как он погиб после прибытия в Средиземье, в одиночку сразившись с балрогами и получив в этом бою смертельные раны. После Феанора, титул наследовал его старший сын – Маэдрос.

Бой Феанора с балрогами

После гибели отца Маэдрос решил перехитрить Моргота на переговорах, но попал в плен, из-за которого королевский титул был не более чем формальностью. Маэдроса освободил друг – Фингон, старший сын Финголфина, желавший примирения между враждующими Домами нолдор. Спасённый Маэдрос вскоре исцелился и отказался от своего титула. Верховная власть над нолдор Средиземья, как и над нолдор Валинора, была для Дома Феанора потеряна, и они стали называться «Обездоленными». Титул перешёл к младшей ветви рода Финвэ – Дому Финголфина.

Правление Финголфина проходило в Хитлуме, где располагалась его цитадель Барад Эйтель. Вместе с Маэдросом он нанес поражение армиям Моргота в Дагор Аглареб, после чего началась Осада Ангбанда. В 422 году Финголфин призвал нолдор к войне, понимая, что Моргот накопил значительные силы и может вскоре атаковать. Финголфина почти никто не поддержал, особо же были против потомки Феанора. В 455 году Моргот разгромил эльфов и людей в Дагор Браголлах, из-за чего Финголфин решил, что война проиграна. В отчаянии и в гневе Финголфин отправился к вратам Ангбанда и вызвал Моргота на поединок, не раз ранив врага, но в итоге погибнув. Титул наследовал его старший сын – Фингон.

Бой Финголфина с Морготом

В период правления Фингона нолдор и их союзники, эдайн, были вынуждены отражать постоянные атаки сил Моргота, который пытался захватить Хитлум. Фингон вступил со своими подданными в Союз Маэдроса, целью которого было покончить с Морготом. Состоявшаяся битва с силами Тёмного Властелина, Нирнаэт Арноэдиад, была проиграна и стала катастрофой для нолдор. Фингон же погиб в поединке с предводителем балрогов – Готмогом. Следующим Верховным королем стал его брат – Тургон.

Фингон и Готмог

Согласно исходному тексту «Серых Анналов», у Фингона не было наследника, поэтому власть перешла к его младшему брату, Тургону. Эта версия черновиков появляется в изданном «Сильмариллионе» неизменённой. При написании «Анналов» Дж. Р. Р. Толкин придерживался версии бездетности Финрода и Гиль-галад не мог являться его сыном (был им в период написания «Властелина колец»), поэтому в примечании появилась версия Гиль-галада сына Фингона, вошедшая в изданных «Сильмариллион» и противречашая переходу власти к Тургону. При составлении «Истории Средиземья» Кристофер Толкин отметил версию присхождения Гиль-галада от Фингона как очень недолговечную и утверждённую им ошибочно. Гиль-галад должен был стать сыном Ородрета, потомком Финарфина, наследовавшим после гибели Тургона (не оставившего сына-наследника).

Правление Тургона проходило в скрытом городе Гондолине и от того являлось формальным. Так было до тех пор, пока местонахождение города от Маэглина не узнал Моргот, и Тургон погиб во время Падения Гондолина. Следующим Верховным королем стал Гиль-галад.

Эрейнион был последним Верховным королём нолдор-изгнанников. После победы над Морготом и затопления Белерианда он стал правителем оставшихся в Средиземье нолдор-изгнанников. Гиль-галад правил больше, чем любой из его предшественников: с конца Первой Эпохи и в течение всей Второй.

Королевством Гиль-галада был Линдон, но его власть простиралась до Мглистых гор. В годы своего правления Гиль-галад вёл войну с Сауроном, главным слугой Моргота. Поддержку Гиль-галаду оказывал Нуменор, королевство потомков тех людей, что сражались вместе с нолдор против Моргота. Благодаря помощи Нуменора Гиль-галаду удалось одержать победу над Сауроном, когда тот пошёл войной на эльфов. После падения Нуменора Гиль-галад сформировал Последний союз с королём верных нуменорцев, Элендилем. Объединёнными усилиями они в вдвоём сумели одолеть Саурона в поединке, но и сами при этом погибли.

Элендиль и Гиль-галад в поединке с Сауроном

По закону, Верховным Королём нолдор теперь должен был стать сын Эарендиля и правнук Тургона – Эльронд, но из-за колоссальных потерь и бегства многих нолдор за Море титул короля нолдор в Средиземье перестал существовать.