ФЭНДОМ

Битва в Тысяче Пещер
Война Самоцветов
Дата 502 г. П.Э.
Место Дориат
Причина Сильмариль
Итог Победа гномов
Территориальные
изменения
Разорение Менегрота
Противники
Иатрим Гномы Ногрода
Командующие
нет Наугладур
Силы сторон
множество жителей Менегрота множество гномов Ногрода
Военные потери
Огромные Значительная часть войска
Война за Сильмарили
Дагор-нуин-ГилиатДагор АгларебОсада АнгбандаДагор БраголлахНирнаэт АрноэдиадБитва при ТумхаладеБитва в Тысяче ПещерБитва при Сарн АтрадеВторая резняПадение ГондолинаТретья резняВойна Гнева

Битва в Тысяче Пещер (англ. Battle in the Thousand Caves) — битва гномов Ногрода с эльфами Дориата, ставшая в последующие Эпохи причиной недружелюбия эльфов и гномов друг к другу.

Предыстория Править

Берен и Лутиэн после своего возвращения из Чертогов Мандоса ушли жить в Оссирианд, оставив королю синдар Тинголу украденный ими Сильмариль. Вскоре в Дориат пришёл, выпущенный из плена Моргота, Хурин, и дал в благодарность за опеку Тинголом своего сына Турина, Наугламир - ожерелье гномов.

Тингол решил соединить Наугламир и Сильмариль (величайшее творения гномов и величайшее творение эльфов). Он доверил эту работу мастерам-гномам Ногрода и сам наблюдал за ней. Но алчность гномов, в следствии желания обладать Сильмарилем, непомерно возросла и они захотели завладеть им. Тингол, который привязался к Сильмарилю и жадно желал владеть им, прозрел мысли гномов, когда они отказались отдавать ему работу, разгневался, и забыв об опасности, с презрением приказал гномам выметаться из Дориата без всякой награды. Гномы пришли в ярость. Они окружили и убили Тингола, забрав Наугламир с Сильмарилем. Они убежали, но погоня эльфов настигла их и в Ногрод пришли лишь двое и то без Сильмариля.

Death of thingol by steamey-d8xghim

Смерть Тингола

Они поведали о том как "на них напали эльфы по приказу их короля, чтобы не платить им за роботу". Король гномов Ногрода, Наугладур, разгневался и собрал войско, но от гномов Белегоста он помощи не дождался, более того, они пытались образумить родичей, но безуспешно; войско гномов двинулось к Дориату. Тем временем охваченная скорбью Мелиан покинула тело своё и ушла в Валинор, перед этим сказав Маблунгу, чтобы тот берёг Сильмариль и послал весть Берену и Лутиэн.

Битва Править

Большое войско гномов без труда вошло в Дориат, так-как после ухода Мелеан, её Завеса пала, а полководцы иатрим прибывая в смятении и отчаянии, бродили от места к месту. Гномы ворвались в Менегрот, где и произошла кровопролитная битва. Эльфы отчаянно сопротивлялись, но многочисленные и сплочённые гномы победили синдар. Гномы разорили и разграбили Менегрот, убив Маблунга у дверей сокровищницы, и унесли с собою все сокровища вместе с Наугламиром.

Итоги Править

Гномам не далеко удалось уйти; у Сарн Атрада произошла Битва, в результате которой все гномы были перебиты.

Последствия Править

Война между гномами и эльфами имела большие последствия в поздние Эпохи.

Хотя большинство жителей Ногрода погибло во время разрушения Белерианда, но синдар из Дориата, в особенности владыки эльфов из этого племени, такие как Келеборн, Орофер и Трандуил, помнили о деянии гномов и меж ними всегда было враждебное отчуждение. Так, Ороферу и Трандуилу не нравилось соседство гномов Мории, хотя те и не принимали участия в битве, так-как были, по большей части, из Белегоста. Келеборн же не желал спускаться в подземелья Мории из нелюбви к гномам.

Упоминание о данном событии, послужившим причиной вражды между гномами и эльфами, так же появляется в "Хоббите или туда и обратно":

"В старину у эльфов даже случались войны с гномами, которых они обвиняли в краже сокровищ эльфов. Справедливость требует сказать, что гномы объясняли это по-иному — они, мол, взяли то, что им принадлежало. Король эльфов когда-то заказал им драгоценные украшения, дав для этого золото и серебро, а потом отказался платить за работу. И тогда гномы, не получив платы, оставили украшения у себя."

Источники Править