Википалантир
Advertisement
Википалантир

Бе́рен (синд. Beren) — человек из Первого дома Эдайн, сын Барахира и Эмельдир, муж эльфийской принцессы Лутиэн Тинувиэль, дочери короля Тингола, и отец полуэльфа Диора.

История любви Берена и Лутиэн является одной из центральных сюжетных линий мифологии Толкина — начало ей было положено ещё в самых ранних его записях — «Книге утраченных сказаний».

Выжив в захваченном и разорённом Морготом Дортонионе, спустя четыре года противостояния оркам, Берен пришёл в королевство Дориат. Встретив там Лутиэн, он стал первым в истории Средиземья человеком, полюбившим эльфийку. Чтобы король Элу Тингол разрешил ему жениться на ней, Берен отправился в поход за Сильмарилем и добился успеха благодаря помощи короля Нарготронда Финрода Фелагунда (позже к походу присоединилась и сама Лутиэн вместе с псом Хуаном). Тем не менее, после возвращения в Дориат, он был убит волком Кархаротом, но благодаря заступничеству Лутиэн перед Валар воскрес с особого позволения Эру Илуватара.

За год до своей смерти Берен нанёс поражение войску гномов Ногрода, сразив в битве их короля, и тем самым вернул украденный гномами Сильмариль, вправленный в ожерелье Наугламир.

Этимология[]

Герб[]

J.R.R. Tolkien - Beren Heraldic Device.png

Центральный символ герба Берена – снятый с короны Моргота Сильмариль, над ним – пики Тангородрима, скрывающие Ангбанд, под камнем – алая рука Берена, пожранная Кархаротом, но сохранившая Сильмариль. Крепость Врага на гербе изображена как символ триумфа, и тёмный пейзаж выступает здесь свидетельством подвига Берена, а сама композиция ясно показывает, что свет Амана, заключённый в Сильмариле, поглощает тьму Ангбанда. Наличие на гербе звезды напоминает своеобразное пророчество об Эарендиле.

Биография[]

Ранние годы[]

Берен родился в 432 П. Э. и принадлежал к Дому Беора, владевшему Ладросом в Дортонионе.

В 455 П. Э. произошла Битва Внезапного Пламени, в которой Дортонион был захвачен и разорён. Берен с отцом сражался на западном краю и пришёл на помощь к королю Нарготронда Финроду, когда тот оказался отрезан от войска в Топях Серех. В благодарность Финрод поклялся в верности Дому Беора, отдав Барахиру в залог своё кольцо.

Когда мать Берена увела остатки народа Беора в Бретиль, Берен остался с отцом и его отрядом в Дортонионе. Они пять лет противостояли слугам Моргота, но в итоге были вынуждены укрыться у озера Тарн Аэлуин. В 460 П. Э. из-за предательства Горлима Несчастного отряд Барахира был обнаружен и уничтожен. Берен, по счастливому случаю, отсутствовал в лагере, так как отец отправил его выведать планы врага. Во сне к Берену явился призрак убитого Горлима и предупредил о случившемся, после чего посоветовал предупредить других.

Берен опоздал и, похоронив прах отца, поклялся отомстить убийцам. Ночью у Родников Ривиля Берен напал на орков, убил главаря и забрал у него кисть отца с кольцом Финрода. Орки были напуганы, и их стрелы не попали в цель, благодаря чему Берен ускользнул.

Война в Дортонионе[]

На протяжении четырёх лет Берен в одиночку вредил слугам Моргота, и слава о его деяниях гремела по Белерианду.

Берен в Дортонионе. Иллюстрация Peet

Берену помогали звери и птицы, поэтому он никогда не ел мяса и не поднимал руки на живое существо (если оно не служило Морготу). В конце концов Моргот назначил за его голову награду не меньшую, чем за голову Верховного короля нолдор Фингона, и послал армию во главе с Сауроном. Хотя последнего Берену удалось ранить, Дортонион наполнился злом, и Берен вынужден был бежать. В 464 П. Э. он чудом прошел через Эред Горгорот и земли Нан Дунгортеб, наполненные гигантскими пауками. После этого Берен проник в королевство Дориат, и Пояс Мелиан его не сдержал, так как судьба его была великой.

В лесу Нельдорет Берен увидел прекрасную принцессу Дориата Лутиэн и влюбился в неё с первого взгляда – так, что потерял дар речи. С тех пор он следовал за ней и когда, наконец, смог заговорить, окликнул её, именуя «Тинувиэль». Лутиэн также полюбила Берена, и с тех пор они часто гуляли вместе по лесу.

Берен и Лутиэн. Иллюстрация ladyoftheflower

Однако их заметили, и король Тингол, отец Лутиэн, пришёл в ярость (он ненавидел людей). Лутиэн убедила отца выслушать Берена и сама привела его к королю. Берен представился как друг Дома Финарфина (показав кольцо Финрода) и потребовал руку Лутиэн. Тингол сказал, что согласится на свадьбу только в том случае, если Берен принесет ему в собственной руке Сильмариль из короны Моргота. Берен согласился и, распрощавшись с Лутиэн, ушёл.

Поход за Сильмарилем[]

Берен отправился за помощью к Финроду в Нарготронд и едва не был убит на границе, но его спасло кольцо, которое он высоко поднял над головой. Придя в город, Берен напомнил королю эльфов о его клятве, и тот согласился ему помочь. Однако подданные Финрода отказались последовать за своим королём, так как поход казался безрассудным и гибельным. Финрод и Берен отправились в поход лишь с тринадцатью спутниками. На пути они уничтожили отряд орков, переоделись в их одежды и доспехи, после чего Финрод смог замаскировать их под орков при помощи чар. В таком виде они хотели проскользнуть мимо Тол-Сириона, который был под властью Саурона, но последний заметил их и бросил в темницу. Саурон тщетно старался выпытать намерения путников: все эльфы умерли, так и не выдав тайну похода. Однако Финрод проиграл в колдовском певческом поединке и вместе с Береном оказался в плену. Когда Саурон послал волколака убить Берена, Финрод разорвал цепи и убил зверя, но сам погиб. Берен оплакал короля и впал в забытьё.

Финрод и Берен в заточении у Саурона

Берен был бы убит, если бы не помощь Лутиэн и волшебного пса Хуана. Девушка узнала о пленении возлюбленного и против воли отца отправилась его спасать, попутно заручившись помощью Хуана. Последний уничтожил волколаков Саурона и одолел его самого. Они похоронили Финрода и освободили других пленников Саурона, после чего отправились в Бретиль. Там они стали решать, отвергнуть ли дальнейший поход или всё же попытаться исполнить поручения Тингола. Берен в конце концов настоял на том, что Лутиэн не подобает жить в лесах, и потому стоит добыть алмаз.

В это время на Берена и Лутиэн напали Куруфин и Келегорм, так как последний был также влюблён в Лутиэн и хотел украсть её. Берен увернулся от копья Келегорма и вскочил на коня Куруфина, когда сын Феанора схватил Лутиэн.

Прыжок Берена © Иллюстрация Теда Несмита

Берен сжал горло Куруфина сзади, и они оба упали на землю, где Берен стал душить противника. Человек был бы тут же убит, поскольку Келегорм нёсся на него с копьём. Однако Берена спас Хуан: вторично предав бывшего хозяина, он напал на Келегорма. Пришедшая в себя от обморока Лутиэн остановила Берена, и тот отпустил Куруфина, но отобрал в качестве трофеев коня, доспехи и оружие (в том числе кинжал Ангрист). Перед уходом Куруфин предсказал Берену скорую и мучительную смерть (что вскоре исполнилось). Братья сделали вид, будто уезжают, но, отъехав на безопасное расстояние, Куруфин выстрелил в Лутиэн: первую стрелу поймал Хуан, а вторую получил в грудь Берен.

В 466 П. Э. Берена исцелила Лутиэн, которой во многом помогал Хуан, и они отправились в Дориат. У границы Берен оставил Лутиэн, поручив её заботам Хуана, а сам отправился выполнять поручение Тингола.

Лутиэн и раненный стрелой Куруфина Берен. Иллюстрация Steamey

У границы Анфауглита он остановился и, отпустив коня, сложил песнь о расставании с Лутиэн. Последняя внезапно откликнулась, так как Хуан привез девушку к Берену. Тот сперва обрадовался, но потом вновь стал отговаривать Лутиэн. Тут вмешался Хуан и сказал, что следует попытаться украсть Сильмариль, так как судьбы Берена и Лутиэн теперь переплетены воедино.

Для незаметного проникновения в Ангбанд Лутиэн приняла облик гигантской летучей мыши Тхурингвэтиль, а Берена замаскировала под предводителя волколаков Драуглуина. Вместе они достигли врат Ангбанда, где Лутиэн усыпила Кархарота, гигантского волка Моргота и станцевала позднее перед Морготом.

Лутиэн чарами усыпила Моргота и всех его слуг, после чего Берен смог достать Сильмариль из Железной Короны с помощью кинжала Ангриста. Сильмариль не жег руки Берену, но когда он попытался вырезать два других камня, кинжал сломался, и его осколок задел Моргота, тут же пробудившегося.

Берен и Сильмариль

Берен и Лутиэн бросились к выходу, но проснувшийся Кархарот преградил им путь, и у Лутиэн уже не было сил с ним совладать. Тогда Берен выставил впереди себя руку, сжимая в ней Сильмариль и надеясь, что его сияние отпугнет Кархарота. Однако тот не испугался, откусил руку Берена и, обезумев от боли, причиняемой ему изнутри Сильмарилем, убежал из Ангбанда. Берен потерял сознание. Хотя Лутиэн убрала яд Кархарота из раны, они оба были бы схвачены. Но тут на помощь подоспели Орлы Манвэ, которых призвал пес Хуан.

Возлюбленные вернулись к границе Дориата, и там Лутиэн вновь исцелила Берена. После этого Лутиэн хотела остаться с Береном в глуши, но тот не желал разлучать Тингола с дочерью и, тем более, не хотел лишать принцессу заслуженного почёта среди её народа. Они отправились к Тинголу, и Берен сказал, что смог выполнить свою клятву – Сильмариль у него в руке. Когда он показал королю свою отрубленную руку, тот смягчился и дал согласие на свадьбу. Однако Сильмариль еще был у Кархарота, а тот смог проникнуть в леса Дориата, уничтожая все на своем пути, поэтому Берен предложил Тинголу устроить охоту.

На охоте Берен бросился на Кархарота с копьём, но был обезоружен и смертельно ранен: клыки волка разорвали ему грудь. Хуан поверг Кархарота, но также получил смертельные раны и, испуская дух, попрощался с Береном.

Любовь Лутиэн к Берену была настолько велика, что спустя год после его смерти она последовала за ним в Чертоги Мандоса (467 П. Э.), где уговорила Валар воскресить Берена. Манвэ, по особому разрешению Илуватара, так и сделал, но Лутиэн должна была выбрать участь: жить в Амане с бессмертными или стать смертной с Береном в Средиземье. Лутиэн выбрала второе.

Хуан убивает Кархарота над телом Берена Камлоста

Смерть[]

Берен и Лутиэн вернулись в Средиземье и жили на острове Тол-Гален в Оссирианде. Там у них родился сын Диор.

В 503 П. Э. Берен покинул Тол-Гален, чтобы отомстить гномам Ногрода за смерть Тингола и забрать у них Сильмариль. В Битве при Сарн Атраде Берену удалось победить короля гномов Наугладура.

Берен забирает ожерелье с тела короля гномов Ногрода. Иллюстрация Steamey

Берен забрал у гнома ожерелье с Сильмарилем и отдал Лутиэн, которая носила его до самой своей смерти (вместе с Береном, в том же году). Никто не знает, где находятся их могилы, а души Берена и Лутиэн ушли за круги мира и не возвращались в Арду.

Характеристика[]

Берен был высоким и широкоплечим, его волосы были золотисто-каштановыми, а глаза – серыми. Он отличался большой физической силой.

Берен был бесстрашным по характеру и не боялся смерти, но боялся плена.

Берен дружил в Дортонионе со зверями и птицами, поэтому никогда не питался их мясом.

Образ Берена в фанфиках[]

Берен – главный герой неканонической книги «По ту сторону рассвета», написанной О. Чигиринской (Брилёвой) под псевдонимом Берен Белгарион. Кроме того, Берен выступает как эпизодический персонаж в неканонической книге Н. Некрасовой и Н. Васильевой «Чёрная книга Арды», где образ его значительно изменён по сравнению с толкиновским текстом.

Галерея[]

Источники[]

Баллада_о_Берене_и_Лютиэн_(Хелависа)

Баллада о Берене и Лютиэн (Хелависа)

Балада о Берене и Лутиэн в исполнении Хелависы

Advertisement